Страху  учат детей... родители
страх дети воспитание советы

Чувство страха имеется у всех людей на планете (кроме тех, конечно, кто “страх потерял”). Страх - эволюционное приобретение человечества, которое помогает этому самому человечеству выживать. Для выживания используется специальная “сигнальная” система, спрятанная в нашем мозге, который, в свою очередь, через нервную систему “дает нам знать”, когда есть опасность. Все очень просто.

Однако, страх, особенно если он неоправдан, не всегда - “добро” для человека.

Иногда он перерастает в фобию и даже может подчинить себе, снижая качество жизни. Такой страх, который ближе к фобии, как правило, приобретенный и, нередко, такое “приобретение” достается нам по наследству от собственных родителей.

Как известно, маленький ребенок просто не знает, кого стоит бояться, а кого нет. Но если родители будут неправильно воспитывать малыша, если они будет прививать ему чувство страха специально, то оно способно укорениться в его долгосрочной памяти (иными словами, в подсознании) и мучить его всю оставшуюся жизнь.

Дети - словно чистый лист бумаги, на котором еще ничего не написано и не нарисовано. Они не боятся ни незнакомых людей, ни темноты, ни чудищ, ни привидений, ни вурдалаков… Но “добренькие” родители (видимо, из любви к своему чаду) стремятся “подсказать” им, просветить, что пора бы уже начинать бояться, а то им, напуганным с детства своими родителями, страшно бояться в одиночку.

Все начинается с обычных шуток, которые используются для успокоения дочери или сына. Даже мифический бабайка способен поселить в душе ребенка очень сильный страх. Но родители упорно его упоминают и иногда это приводит к тому, что малыш начинает бояться спать по ночам. А вдруг этот неведомый бабайка вылезет из шкафа или из-под кровати?

Затем у него начинает формироваться тревога, которая появляется в темное время суток, он боится даже ноги спустить с кровати, чтобы, например, сходить в туалет. Такой придуманный бабайка может сломать психику ребенку, в результате чего кроха станет запуганным, он начнет с ужасом ожидать приближения ночи.

А уж про «злого дядю» и не менее “злобную тетю” слышал, похоже, каждый советский и российский ребенок. Да, да те самые дяди и тети, которые вот-вот должны прийти и забрать себе непослушного малыша. Упоминание о подобных непрошенных гостях нередко приводит к тому, что ребенок начинает всматриваться в лица посторонних людей и отстраняться от общества, поскольку в любом человеке он начинает видеть потенциального “похитителя”. Таким образом, родители формируют у крохи страх перед обществом, ребенок становится необщительным и замкнутым.

Кстати, как показывает практика, не на всех срабатывает этот “фокус”. Есть дети, которые сами могут напугать “злого дядьку”. Для таких детей у родителей есть более изощренные методы пугания. Например, оставить ребенка одного на улице, сделав вид, что бросил непослушного капризулю или подговорить кого-то, кто разыграет сценку реального “похищения”. Такие методы особенно опасны для психики ребенка. В такой момент в его мозгу переворачивается вся его базовая “вера” в то, что с ним не может случиться ничего плохого.

В итоге, ребенок может твердо усвоить урок и уверовать, что вокруг - сплошная опасность, что родители могут исчезнуть или что его может действительно кто-то забрать. Обретение почвы под ногами в некоторых случаях может даже потребовать консультаций специалистов - психологов.

 Что делать? Прежде всего стоит усвоить, что пугание ребенка - это не лучший метод его воспитания и, если ребенок не желает слушаться, капризничает и балуется, то значит где-то уже совершена ошибка самими родителями. В этом случае даже странным кажется то, что за неправильные действия родителей расплачивается ребенок.

Правильным будет спокойный и познавательный диалог между родителями и ребенком. Мамы и папы должны постоянно рассказывать малышу о том, как он должен себя вести в той или иной ситуации и, главное, зачем нужно вести себя именно так, а не иначе и к чему может привести его непослушание. Желательно в момент разговора не приукрашать рассказ страшными подробностями, которые могут сильно впечатлить ребенка и привести к обратной реакции.