Развитие речи у детей дошкольного возраста: нормы и общие правила
дети воспитание речь

Дети начинают говорить в разном возрасте, так как развитие у каждого индивидуальное. Когда ребенок начал говорить, необходимо убедиться, что речь развивается в нужном направлении. Если наблюдаются проблемы, то их стоит устранять еще в малом возрасте.

Нормы развития речи у детей дошкольного возраста

1 год

Считается, что в норме к году ребенок должен говорить около 8 слов, самых простых. Это могут быть «мама» (иногда не четко выраженное, некое подобие), «папа», «баба», «дай», «на», «бах», «бум» и т. д. Правда врачи называют более гибкие рамки того, когда малыш может начать говорить эти слова — от 10 месяцев до 1,5 года. И это считается нормой.

В этот период жизни кроха умеет не только говорить несколько слов, он понимает, что говорит, а большинство детей понимают больше, чем могут сказать. Он сидит в ванной, а вы просите дать вам уточку, и он понимает и дает именно уточку. Это отличный показатель того, что малыш знает больше, чем говорит, он реагирует и находится с вами в коммуникации.

1,5 года

В 1,5 годам ребенок может говорить короткие фразы, например, «дай ляля», «мама дай», «мама на» и т. д. Он имитирует голоса многих животных. Специалисты советуют родителям заниматься звукоподражанием с малышом — это та база, которая даст ему хорошую речь.

2 года

Ребенок должен уметь говорить простую фразу. Коммуникация так строится, что малыш выражает свои просьбы не только посредством звуковых комплексов «ммм», «ууу», укзывая на нужное ему пальчиком, но и словами. Если всего этого нет, то паниковать не следует. Главное, чтобы кроха общался с вами так, как он умеет, реагировал на ваши слова. У вас в запасе еще есть время, чтобы дождаться того, что ребенок начнет говорить простую фразу.

В 2 года главным показателем благополучия является динамика: вот вчера еще не говорил, а сегодня сказал. По чуть-чуть, но движение есть. А вот если ребенок застыл в какой-то фазе, и ничего не происходит (например, развития нет на протяжении 2 месяцев), вот это уже тревожный момент.

3 года

Ребенок разговаривает полноценно, строит фразу, задает вопросы, рассказывает о себе, о событиях в течение дня. Невыговаривание каких-то отдельных букв и звуков, смягчение звуков в этом возрасте является вариантом нормы! Дети должны проходить этот этап ошибок, неправильного говорения. Не стоит требовать у крохи в 3 года чистой речи, хотя такое тоже бывает. Запомните: данная проблема - не повод для паники! Большинство логопедов оставляют время до 4,5-5 лет, когда ребенок вполне может допускать ошибки в звукопроизношении. Что говорит о благополучии ребенка? Его активность, познавательный интерес, желание играть, непоседливость.

Кто должен помочь малышу правильно говорить

Помочь изначально говорить правильно должны родители или те, кто его воспитывает, потому что воспитание других, не входящих в его постоянный круг людей ребенок не воспринимает в маленьком возрасте.

Как развивать речь: общие правила

  1. Родители все слова должны произносить внятно и не переиначивать их.

  2. Не нужно сюсюкать ребенка при разговоре, он быстро к этому привыкнет, и нормальную речь принимать не будет. Более того, он начнет копировать мамино и папино «сюсюканье», и в дальнейшем ему придется учиться произносить одно и то же слово дважды — сначала на «детском» языке, а затем переучивать его на «нормальном».

  3. Общаться с малышом нужно на понятном и простом языке, при этом говорить уверенно и четко.

  4. Очень важна интонация: если вы будете говорить с малышом неуверенным тоном, как бы постоянно спрашивая его, а не утверждая, то кроха быстро возьмет инициативу в свои руки и перестанет вас слушаться. Нельзя говорить «Кисонька, ну может ты покушаешь?» (умоляющим тоном с протянутой ложкой каши). Вы должны твердо и уверенно сказать «Так, сынок, пришло время обедать. А ну-ка, кому самую большую ложку супа?». Такой тон не только заставит вашего ребенка бежать за стол. Со временем карапуз начнет имитировать вашу интонацию: и лучше, если она у него будет не капризной и вялой, а такой же точной и уверенной.

  5. Следить за своей речью в повседневной жизни, так как дети копируют своих родителей и могут запоминать слова, которые говорить вслух нельзя.

  6. Должна быть комфортная психологическая обстановка дома. Родители не должны при ребенке повышать друг на друга голос, и тем более использовать различные ругательства.

  7. Речь родителей должна быть спокойная. В неблагоприятной обстановке ребенок может стать нервным и начать заикаться.

  8. Применять в разговоре с ребенком различные речевые игры, стишки, загадки. Нельзя забывать про чтение книги вслух. Родители должны запомнить, что дети все запоминают на слух и впитывают в себя информацию очень быстро, также быстро они ее перерабатывают.

Когда следует обратиться к врачу-логопеду?

Всех лучше своего ребенка могут понять только родители, даже если ребенок сделал звук, они сразу знают, чего тот хочет. Постороннему человеку сложно будет понять маленького ребенка, потому что ребенок может менять слова местами, путать звуки. И это нормально, но нужно внимательно следить, чтобы не проглядеть проблему.

Когда малыш учится говорить букву “Р”, то у него получается “Л”. Им сложно проговаривать шипящие звуки, они начинают шепелявить. Если ребенок умышленно заменяет звуки, когда спокойно может их произносить правильно, то стоит обратиться к врачу.

Бывает так, что ребенок начинает специально заменять звуки или говорить, например, без гласных. Если ребенок говорит слишком медленно или быстро, в его речи присутствуют паузы между слогами, то тоже стоит обратиться к логопеду.

Чтобы понять, понимает ребенок речь или нет, можно провести простой тест. Для того чтобы узнать, как ребенок ориентируется в предметах, нужно произнести название предмета и попросить ребенка принести его, при этом ни взглядом, ни жестами подсказывать не нужно. Ребенок возраста двух лет должен знать практически все предметы, которые находятся вокруг него.

Если родитель видит недостатки в развитии речи, то пропускать это нельзя. Если вовремя не обратиться к логопеду, то проблемы с речью могут остаться на всю жизнь. В более зрелом возрасте человеку очень сложно скорректировать свою речь.