Воспитываем самостоятельного и уверенного в себе ребенка
дети воспитание самостоятельность ответственность

Еще будучи совсем крохой, ребенок начинает принимать собственные решения, будь то выбор сказки на ночь или мультфильма для просмотра. Но в сказках все проще, там всегда есть персонаж, который покажет правильное направление. А как дела обстоят в реальной жизни?

Прежде чем принять правильное решение, человек оценивает ситуацию, возвращаясь в прошлое, рассматривая совершенные действия, анализируя ошибки. Такие люди склонны к самобичеванию и если что-то не удалось, то они винят во всем себя.

В противопоставление этому типу есть люди другого склада характера, которые идут по жизни смело. Они не корят себя за ошибки. Для них это опыт, который поможет в будущем быть увереннее. Такие люди не опасаются перемен, преодолевают все преграды с поднятой головой и принимают решения без боязни ошибиться. Что необходимо знать родителям, чтобы воспитать уверенного в себе ребенка, который сможет самостоятельно принимать решения?

Формирование самостоятельности

Новорожденный ребенок принимает решения неосознанно, его поведенческие ориентиры сосредоточены на уровне элементарных потребностей в комфорте. Например, ребенок, обязательно даст знать, если ему не нравится музыка или заплачет при виде игрушки, которая его пугает. Взрослея, малыш уже более осмысленно подходит к тому или иному делу. Поэтому необходимо дать свободу ребенку в принятии решения и всячески поддерживать его на выбранном пути.

Можно начать с мелочи и дать право малютке выбрать, что надеть, если ему приглянулась некая вещь, а не навязывать свое мнение. Это одна из важных ступеней в формировании самостоятельности ребенка и на этот процесс требуется много времени, так как данный тип поведения складывается по частицам из разных моментов жизни. От того, как вы поведете себя в каждом из этих моментов, будет зависеть как он отложится в памяти ребенка и скажется на его поступках.

Развитие путем проб и ошибок

Зачастую родители сами виноваты в том, что их ребенок ничего не умеет и не самостоятелен. Основные ошибки, которые они совершают на пути воспитания самостоятельной личности:

  • гиперопека;
  • непонимание и неприятие того факта, что «мой малыш» уже далеко не малыш, а уже человечек, который может что-то делать и самостоятельно;
  • нежелание родителей тратить время на переделывание того, что не удалось ребенку: «проще сделать самому».

Человек всегда будет совершать ошибки, так как идеальных людей не бывает. Ваш малыш - не исключение и если вы всегда показывать, как и что нужно делать, чтобы не попасть впросак, то ему просто неоткуда будет набираться опыта. А лучше всего человек учится именно на своих ошибках. Ребенок должен сам пройти через успех и неудачу, чтобы почувствовать, что лучше и к чему надо стремиться.

Очень часто происходят ситуации, когда взрослые пытаются подавить желания ребенка, потому как в определенные моменты его поступки неуместны. Например, ребенок расплакался в общественном месте, выпрашивая игрушку или что-то другое. Большинство взрослых (по многочисленным наблюдениям) немедленно просят его замолчать, тем самым подавляя волю ребенка и давая понять, что он будет делать то, что ему скажут.

Ошибка заключается в том, что взрослый просит его замолчать в приказном тоне, иногда кричит на него, что выливается в еще большую истерику. Так поступать нельзя, потому что никакого воспитательного эффекта подобное поведение иметь не будет. Необходимо предоставить ребенку альтернативное решение проблемы. Если малыш изначально восприимчив к просьбам своих родителей (не избалован), то, скорее всего, спокойное объяснение причины отказа купить ему что-то, также воспримется нормально.

Необходимо помнить, что возможность думать своей головой и принимать собственные решения нужно предоставлять своему чаду как можно раньше. Это не означает, что родителям можно отпустить вожжи и вообще не участвовать в процессе принятия решений. Здесь следует понимать, что родители — это направляющая сила, тыл и сильное плечо и, если у ребенка что-то не будет получаться, он всегда может прийти к ним за помощью. Но только это все забывают и выдают детям уже «пойманных рыбок», а не удочку.