Влияние моды на общество
мода стиль люди психология

Мода оказывает влияние на психологию и ментальность человека, ценностные ориентации и картину мира, создает новое искусство жизни. Мода предполагает взаимосвязь новаторства и подражания образцу.

Мода связывает и различает, в ней используется принцип бинарности, чем шире распространяется мода, тем быстрее от нее отказываются – так проявляются новизна и стабильность, обособление и соединение, оригинальность и банальность, отчаяние и надежда. Отчаяние, что все быстротечно, надежда, что новая модная вещь будет вечной.

Еще Г. Зиммель отмечал, чем быстрее меняется мода, тем дешевле должны становиться вещи. Современные модельеры используют то, что было найдено художниками. Художественные объекты «ready made» обозначают термином «винтаж», в дизайне используются довольно давно найденные объекты. Идеи постмодернизма ввели в дизайн костюма принцип нарушения уместности. Используется небрежность, случайность. Наряду с термином «mix» используется термин «trash» – вышивки, дыры.

Е. Э. Козлова пытается теоретически объяснить увлечение винтажными вещами и находит в них момент бегства от действительности. На модный образ накладываются постмодернистские идеи – многозначность, разнообразие, символичность, ассоциативность, двусмысленность, ироничность.

Е. Э. Козлова делает вывод:

«Винтаж – это постмодернизм в моде, ироничное цитирование, игра с формой и стилем». Мода обладает массовостью. Перенести новую идею помогает художественный образ. Символом становится бренд. Вещь без названия не существует, бренд помогает идентифицировать потребителя. Как отмечают Г. С. Баранов и Д. Д. Родионова, «мода, поскольку она становится индустрией, есть процесс воспроизводства социальной реальности в виде симуляции».

Еще вначале XX в. Ортега-и-Гассет насмешливо отзывался о стремлении старшего поколения выглядеть молодыми, назвав эту тенденцию «полусмешным-полупостыдным феноменом нашего времени». Вначале XXI в. молодость растягивают как можно дольше разными способами, в том числе с помощью использования модного образа молодежи. Модный образ сначала приходит в молодёжную среду, затем активно используется старшим поколением. Юный внешний вид формируют на основе художественного образа молодежи. Симуляция реальности может обернуться креативной стороной.

Молодое поколение направляет свои творческие устремления в виртуальную сферу.

Новый момент – появление виртуальных художественных образов.

Создается свой мир общения, он оформляется, вводятся элементы искусства, музыка, мультипликация, смешные истории, используется особый язык общения, в результате формируется целостный виртуальный художественный образ. Виртуальные образы существуют на основе современных электронных технологий. Модный образ активно использует технологические возможности – компьютерные, телевизионные для усиления притягательности.