Мода как феномен социокультурного развития
Но мода как самостоятельное явление возникает на сравнительно позднем этапе общественного развития. Будучи сложным социальным феноменом, она обуславливается идеологическими, нравственными механизмами человеческих отношений, где индивидуальное и общественное, внутреннее и внешнее, формальное и существенное переплетаются в тесной диалектической связи. Разорвать эту связь можно лишь гносеологически, умозрительно абстрагируясь от реальной жизни. Утверждать, что смена моды есть следствие только экономических факторов было бы так же абсурдно, как свести ее к политическим или психологическим причинам.
Мода – вид или способ социального поведения. И именно в этом плане только и возможно проследить ее вариативность, начиная с эпохи феодализма и по сегодняшний день. Во все времена она была связана с обычаями, традициями, нравами людей, иногда следуя и подчиняясь им, но чаще подрывая, эпатируя, опровергая привычное, вошедшее в обычай и закрепленное в нравах.
Очень важна точка зрения на моду не только тех, кто ее создает, но и тех, кто ее оценивает. Новая мода может показаться безвкусной, вульгарной одним людям и, напротив, удобной, раскрепощающей, универсальной — другим. Система отсчета, в которой рассматривается новая мода, определяет отношение к ней различных групп людей. Кроме того, внутри моды всегда существует определенное пространство для выявления индивидуальности каждого.
Мода далека от того, чтобы лишать человека свободы и требовать от него полной зависимости.
Издавна глубочайшим свойством человеческой натуры является желание получить со стороны окружающих признание своей ценности. Этому может помочь мода. Парадокс моды состоит в том, что она позволяет человеку, с одной стороны, выделиться из окружающей среды, с другой - унифицировать свой внешний вид по модному образу.
Моду можно не воспринимать, с ней можно даже спорить, но самое главное, ее все-таки нужно попробовать понять. Только, после того, как вы проникнетесь модной идеей, ее можно поддерживать или отвергать.