Акселерация и инфантилизм - две стороны одной медали
дети воспитание развитие акселерация

Акселерацию, то есть ускоренное физическое развитие детей и молодежи, называют иногда загадкой современности. Сегодня никого не удивляют 16-летние мамы и папы, 35-летние бабушки и дедушки.

Акселерация: непонятное явление

А началось все еще в ХХ веке: без “видимых причин” подрастающее поколение 60—70-х годов било все рекорды физиологического созревания. Здесь и двухметровый рост отдельных наиболее “выдающихся” представителей новой волны человечества, и раннее половое созревание, и многое из того, что вызывало и удивление, и восхищение, и благоговейный ужас перед причудой природы (что же будет дальше!) — словом, самое настоящее смятение чувств физиологов, социологов, психологов, педагогов, то есть всех тех, кто первым столкнулся с парадоксальной ситуацией, когда в старших классах школы ниже всех ростом оказывался… учитель!

Было, естественно, проведено множество исследований, выдвинут ряд научных гипотез и теорий — теория усиления воздействия солнечной активности, “конституционного отбора”, теория воздействия витаминов, радиоволн и пр. и пр. При этом наличие множества теорий свидетельствует об отсутствии достаточно аргументированных положений в каждой из них.

В этих условиях — как бывает всегда при многообразии точек зрения — оживились и любители научной эклектики, утверждавшие “с ученым видом знатока”, что, видимо, мы имеем дело с воздействием нескольких факторов. А это не вело к прояснению ситуации, но все же действовало успокаивающе (почему-то указания на “сложность проблемы” и зависимость явления от “комплекса факторов” всегда успокаивает общественность, хотя, по сути, является банальным уходом от проблемы!).

Новая загадка века - инфантилизм

Потом ученые активно заговорили о новой “загадке века”. Как и акселерация, новая загадка была “открыта” чисто эмпирически: было замечено, что среди молодежи широкое распространение получил инфантилизм.

Инфантилизм - явление, впрочем, далеко не новое (вспомним классический персонаж русской литературы — фонвизинского Митрофанушку!). И хотя все его качества могут причудливо сочетаться в личности взрослого человека, вызывая у людей трезвых и практичных ироническую улыбку, а иногда легкое раздражение, — не в них дело. Чудаки существовали во все времена.

Инфантилизм по своей сути — царство лености ума и сердца, и как проблема он осознается тогда, когда становится для молодого человека чем-то вроде жизненной позиции.

Естественно, что в таком виде проблема инфантилизма представляет собой уже социальное явление со своими пагубными последствиями и вызывает справедливое обсуждение и осуждение общественности. В свое время Л. Выготский назвал такое явление кризисом психического развития, отмечая, что этот образ и отчаянное разрушительство могут быть сведены к формам психологически приемлемым (не приводящим к задержкам в психическом развитии) и контролируемым в известных границах педагогическим воздействием. Однако основания для этого следует искать не в самом кризисе, а в новой социальной ситуации развития, ведущей к появлению психологических новообразований в этом возрасте.

В современной психологии создана обширная картина психологических особенностей подросткового возраста, которая позволяет подойти к нему как к особому духовному миру и состоянию личности, качественно отличающемуся от других возрастов, эпох и периодов человеческого развития.

Акселерация и инфантилизм — вариации одной проблемы

Стоит отметить удивительное “родство” акселерации и инфантилизма. Явления эти, на первый взгляд, абсолютно разные и прямо противоположные, по сути своей происходят из одного корня, являются двумя вариациями одной проблемы — проблемы развития личности — фиксируя две ее стороны, две крайности, которые, как и полагается крайностям, сходятся. И то, и другое — и ускоренное развитие физических характеристик, и замедление темпов развития других личностных качеств — является нарушением нормального хода развития личности. Возникает вопрос, что же назвать в таком случае нормальным ходом вещей?

Закон гетерохронности

Здесь самое время вспомнить один принципиальный психологический закон — закон гетерохронности (несовпадения во времени) развития личности. Он подчеркивал, что еще более выражена разновременность этих моментов в финале человеческой жизни. Хорошо известно всякому, что такие понятия, как гражданская или политическая смерть, вовсе не обязательно наступают одновременно со смертью физической; они могут наступить гораздо раньше, практически в любом возрасте. С другой стороны, наше мировосприятие, без всякой мистики, склонно к принятию идеи бессмертия человеческой личности (так называемых “замечательных людей”) после физической смерти.

Феномен вундеркиндов

Еще одним, может быть наиболее ярким, подтверждением закона гетерохроники является феномен вундеркиндов, которых нам с завидной периодичностью постоянно поставляет жизнь. История человечества подарила нам множество “чудо-детей”, в том числе и таких, деятельность которых и в более поздние периоды жизни отмечена печатью гения, как, например, математик Э. Галуа или музыкант В. Моцарт. Один из самых известных вундеркиндов нашего времени - шахматист Магнус Карлсен, который уже в 13-летнем возрасте обыграл великого Каспарова.

“Обыкновенные вундеркинды” встречаются гораздо чаще, чем гении. И сферы приложения их рано развившихся способностей самые разнообразные — шахматы, музыка, математика, спорт, военное искусство и т. д.

Вундеркинды, как правило, вызывают неуемный восторг взрослой публики, который не способно остудить и знание того, что вовсе не многие вундеркинды, вырастая, становились людьми выдающихся достоинств. Не станем слишком строго судить взрослую публику, которая вообще любит восторгаться талантами детей, в чем, право же, нет ничего предосудительного или нелепого.

Институт вундеркиндов — еще одно подтверждение закона гетерохронии. Ведь замечательные способности, как правило, проявляются у замечательных детей в какой-то одной, отдельной сфере деятельности. И даже если они вырастают прекрасными профессионалами в этой области (что, кстати, редкость) — это еще не гарантия, что перед нами личность гармоничная. Так у акселератов математиков или шахматистов иногда наблюдается слишком низкое развитие эмоциональной сферы личности, юные спортсмены-рекордсмены часто оказываются со слабо развитым практическим интеллектом, а порой отличаются и нравственной неразвитостью.

Словом, мысль проста: замечательные дети становятся замечательными взрослыми, если у них развивается не одна, пусть даже и опережающими темпами, сфера личности, но вся совокупность личностных качеств.

Эта сторона жизни человека требует не только физиологической зрелости, но и развитости нравственного чувства, без которого сама любовь невозможна, поскольку она есть нечто отличное от просто влечения полов; и развитости гражданских чувств, поскольку семья, как известно, ячейка общества и без крепкой семьи ни одно современное общество не способно регулировать свою жизнедеятельность; и ответственности, без которой семья становится неустойчивой. Словом, весь комплекс чувств и качеств зрелой личности.