Фототерапия как способ коррекции проблемных состояний детей
дети воспитание психология психотерапия

Фототерапия относительно недавно зарекомендовала себя как очень действенная система коррекции различных проблемных состояний и в целом, как средство развития личности.

Среди психологического сообщества нет единой точки зрения о том, является ли это молодое, но многогранное направление под названием фототерапия, частью арттерапии или же оно представляет собой самостоятельное психотерапевтическое направление. Как бы то ни было, можно смело утверждать, что терапия фотографией отлично используется как метод выражения невысказанных и подавленных эмоций.

При другом же подходе фототерапия открывает врата к более глубоким психологическим процессам и позволяет с ними работать. Коррекционная работа в фототерапии строится как на индивидуальных занятиях, так и на уровне коллективных упражнений. Создавая зрительные метаморфозы при помощи фотографии, участник занятий может комбинировать реальность и вымысел. Получившийся результат является темой тщательного обсуждения непосредственно с психологом, либо с терапевтической группой.

Помимо психотерапевтического применения, данное направление является прекрасным дополнением к всевозможным тренингам личностного роста и программам саморазвития человека.

Примеры техники в фототерапии

Проводя сеансы фототерапии в детских группах, лучше всего использовать игровые методы и способы коррекции. В некоторых упражнениях возможно участие родителей.

Упражнение «Слайд-шоу»

Юные клиенты совместно с родителями просматривают фотографии животных (в т. ч. насекомые, птицы, растения). При этом звучит легкая приятная музыка. После, взрослые занимают одну часть комнаты, а дети противоположную, так, чтобы не было возможности подслушать друг друга. Затем дети изображают тех увиденных существ, которые им больше всего понравились. Родители рисуют животных, которые, по их мнению, понравились ребенку. По завершении рисования, родители и дети объединяются. Далее, сравнивая рисунки можно увидеть, что в основном родители не угадывают интересы своих детей. Финальная часть упражнения заключается в том, что детям предлагается объяснить свой выбор родителям, а также сочинить историю о выбранном персонаже и рассказать её своим родителям.

Для старшего школьного возраста можно использовать следующее упражнение.

Подростку необходимо при помощи фотографий составить рассказ на заданную тему. Тема должна быть из жизни подростка (например, один день из школы, школьный бал, выпускной и т. п.) и выбирается совместно с психологом.

Испытуемому необходимо сделать фотографии в хронологическом порядке о заданном событии. По окончании, все фотоснимки вклеиваются в фотоальбом и подписываются. Рассказ должен быть формой репортажа с демонстрацией фотоснимков. Далее, все работы обсуждаются в группах и с психологом. Это упражнение позволяет заново прожить интересующие события и найти в них новый смысл.

Мир фототерапии очень широк и постоянно пополняется новыми разработками и не важно, сколько лет клиенту. Ведь искусству все возрасты подвластны.