Социологический анализ тенденций моды
мода стиль тренды

Модный стиль является выражением «социального заказа» на определенный образ и стиль жизни. Так, романтический стиль «new look» К. Диора в 1950-х гг. отразил острую потребность в возврате к «истинной женственности» и изяществу уставшей от войн и разрушений Европы. Этот стиль вновь напомнил о мире и стабильности, где женщины — прекрасны, потому что хрупки и элегантны. Однако традиционный гендерный порядок был «нарушен» появлением новых стилей: аристократизм и консерватизм вытесняли хиппи, панки. Молодежный бунт, в первую очередь, проявился в моде, и ее стили обнаружили новые формы поведения, иные образы мышления, выражавшиеся в новых модных стандартах поведения, бросавших вызов традиционным устоям общества.

Ценности «буржуа» были осмеяны в стилистике молодежных субкультур, протестное содержание которых повергло общество, стремящееся к устойчивости и традиционному порядку вещей, в шок. Тема беспорядка, неопределенности в первую очередь находила выражение в «уличных» стилях: «хиппи», «панк», «грандж», «кэжуал». Ценностные установки этих стилей несли новые общественные ориентиры в стиле жизни и поведении, формируя множественность идентичностей и стилей, в связи чем тема нонконформизма стала определяющей тенденцией, формировавшей в ХХ в. молодежный стиль и моду в целом. Именно молодежи принадлежит право определять и оценивать модные тенденции и, по большому счету, все модные тенденции сформировались именно под влиянием молодежи, ее субкультур.

Распространение повседневного стиля вызвано появлением особого субъекта моды — людей с улицы. «Простые люди», стремящиеся привлечь к себе внимание, заявить о своей оригинальности, стали главными действующими субъектами. Подобные ориентиры не были характерны для массового общества и массовой моды. Уличная мода диктует другие типы телесного поведения, поскольку она демонстрируется на ходу, в движении. Это мода людей, которые не ездят в автомобилях — из этого следует, что она, как правило, относится к категории «бюджетной моды».

Уличная мода требует быстрого «прочтения» текста одежды и всего внешнего облика обладателя, т.к. происходит также в движении. Этот взгляд совершенно противоположен тому, который господствовал раньше: рассматривающий, отмечающий детали, цепляющийся за мелочи, допускающий возможности вторичного оглядывания. Сегодня доминирует быстрый, динамичный взгляд мимоходом. Вторжение уличной парадигмы моды привносит в моду подчеркнутый демократизм и динамичность. Хотя, всматриваясь внимательнее, можно увидеть за явным демократизмом, простотой и повседневностью модных тенденций стремление моды сохранить контроль через создание иллюзии свободы выбора.